Настройка двигателя ДВС

Внимание! Прежде чем воспользоваться информацией, изложенной в этой статье — прочтите инструкцию, прилагаемую к вашей радиоуправляемой модели! 

Для настройки двигателя радиоуправляемой модели с  ДВС необходимо иметь запас топлива (~300мл) и ровную площадку (50-100м). Не забудьте полностью зарядить накал свечи (если у вас накал на батарейках — запаситесь дополнительным комплектом), т.к. зачастую настройка ДВС сопровождается тем, что двигатель часто глохнет, соответственно, накал не должен подвести вас, разрядившись в самый неподходящий момент.

Имейте ввиду, настройка ДВС это не быстро — тут важно терпение.

Итак, что вы должны знать перед тем как начать настройку. Давайте разберемся с устройством карбюратора. На примере двигателя 15/18 HSP
Работа ДВС зависит от 3-х основных настроек:
1.Настройка холостого хода
2.Настройка иглы высоких оборотов
3.Настройка иглы низких оборотов

engine_hsp

Настройка холостого хода

  • Первое что нужно сделать, это отрегулировать тягу соединяющую дроссельную заслонку с сервоприводом. Тяга не должна мешать полному закрытию дроссельной заслонки до упора в ограничительный винт. Также тяга не должна двигать заслонку при нажатии на тормоз.
  • После этого нужно снять воздушный фильтр вместе с патрубком, для обеспечения доступа к дроссельной заслонке. Отрегулируйте дроссельную заслонку так, чтобы зазор в закрытом состоянии соответствовал параметрам указанным в инструкции к вашему двигателю. Данное значение может быть в пределах от 0,3 до 0,8мм в зависимости от модели двигателя.
  • Заправьте и заведите модель, дайте ей полностью прогреться, для этого нужно как минимум 5 минут интенсивной езды.
  • Проверьте настройку холостого хода. Модель должна стоять на месте с заведенным двигателем, не пытаясь тронуться или заглохнуть. Если двигатель глохнет из-за слишком маленьких оборотов медленно и аккуратно поворачивайте упорный винт холостого хода по часовой стрелке. Это позволит приоткрыть дроссельную заслонку и увеличить количество поступающей в двигатель топливно-воздушной смеси. Проводите регулировку до достижения необходимого результата, при этом не допуская резких регулировок.
  • Если двигатель работает на слишком больших холостых оборотах, то модель будет пытаться тронуться и поехать без нажатия на газ. В этом случае нужно плавно поворачивать винт упора дроссельной заслонки против часовой стрелки, закрывая дроссельную заслонку и уменьшая количество поступающей смеси, что приводит к снижению холостых оборотов.

Настройка иглы высоких оборотов

  • Запустите и полностью прогрейте двигатель, после чего внимательно изучите его работу. Если двигатель быстро реагирует на нажатие газа, стабильно работает на маленьких, средних и высоких оборотах, а из выхлопной трубы при этом идет хорошо заметный, но не густой дым, значит игла высоких оборотов установлена в нужное положение и дальше её регулировать не нужно.
  • В случае, когда при нажатии на газ модель очень медленно разгоняется, глохнет при более резком нажатии на газ, а из выхлопной трубы идет очень густой дым и брызги масла в большом количестве, то вам необходимо немного обеднить топливную смесь. Для этого поверните винт регулировки иглы высоких оборотов по часовой стрелке на 1/16 оборота, после чего проведите новую проверку работы мотора. Если работа двигателя стала более стабильной, но полностью вас не устраивает, продолжайте регулировку, но обязательно небольшими шагами, лучше всего поворачивать игру на 1/16 оборота за раз, или даже меньше. Крайне важно не сделать топливную смесь слишком обедненной, т.к. это приведет к перегреву двигателя!
  • В случае, когда обороты двигателя повышаются сами, без нажатия на газ, а из выхлопной трубы почти не идет дым и капли масла, вам необходимо обогатить смесь. Ещё один показатель необходимости обогащения топливной смеси это перегрев двигателя. Температура не должна превышать 120C. Для обогащения смеси вам нужно повернуть винт иглы высоких оборотов против часовой стрелки на 1/16 оборота. Если работа двигателя стала более стабильной, но полностью вас не устраивает, продолжайте регулировку, но обязательно небольшими шагами, лучше всего поворачивать игру на 1/16 оборота за раз, или даже меньше.

Итогом настройки двигателя станет ровная стабильная работа мотора в любых режимах. Понять что настройка закончена, можно по ровному разгону, высокой максимальной скорости, хорошо заметному, но не слишком густому дыму из выхлопной трубы, и конечно по нормальной рабочей температуре которая должна быть около 110C.

Настройка иглы низких оборотов

В большинстве случаев регулировка иглы низких оборотов не требуется и модель отлично работает на заводских настройках. Проводить регулировку нужно в том случае когда сбиты заводские настройки или при желании более тонкой настройки работы двигателя. Настройка регулировки иглы низких оборотов может решить проблему когда двигатель глохнет при резком нажатии на курок газа и плохо разгоняется с маленьких оборотов. Важно проводить данную регулировку с большой осторожностью и только небольшими шагами, не больше 1/16 оборота за раз. Не забывайте выполнять данную регулировку только на полностью прогретом двигателе! Выбор направления поворота иглы низких оборотов выполняется следующими способами:

  • Если у вас есть инфракрасный термометр, то вы можете использовать его для настройки иглы малого газа. Прогрейте двигатель до рабочей температуры интенсивным катанием в течении минимум 5 минут, после этого остановите её но не глушите двигатель и сразу приступите к измерению температуры. В случае когда температура начинает падать, нужно обеднить смесь повернув иглу по часовой стрелке на 1/16 оборота. Если же температура начинает расти, значит нужно обогатить смесь повернув иглу против часовой стрелки на 1/16 оборота. Идеальный результат достигнут когда температура почти не меняется после остановки модели.
  • Если у вас нет инфракрасного термометра, то настроить иглу низких оборотов можно основываясь на оборотах двигателя. Прогрейте двигатель до рабочей температуры интенсивным катанием в течении минимум 5 минут, после этого остановите её но не глушите двигатель и сразу прислушайтесь к звуку работы двигателя. Если обороты начнут постепенно снижаться, значит смесь слишком богатая и ее надо обеднить. Если же обороты начинают постепенно расти, значит нужно обогатить топливную смесь.
  • Ещё один способ проверки заключается в старте с места, также на полностью прогретом моторе. Дайте модели после прогрева постоять с заведенным двигателем 20-30 секунд, после чего резко нажмите на газ. Если двигатель захлебывается топливом и выливает остатки из глушителя, значит смесь слишком богатая. Если же двигатель дергается и затыкается, значит топливная смесь слишком бедная.

В конце настройки ещё раз проверьте холостой ход и при необходимости отрегулируйте его.